Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

мысль

Наконец. Шаган Натали. "Пантюркизм от Анкары до Баку".

За качество и содердание отвечаю. Вышло очень удачно. Тираж к сожалению быстро исчезает, что не может не радовать, есть интерес, причем огромное кол-во молодежи. Отдельная благодарность армянскому книжному магазину на ВВЦ,  качественно новый подход и уровень работы с покупателями. Репосты приветствуются.


i5oGJPVYSK0
Со времени написания Шаганом Натали (Акопом Тер-Акопяном) своего труда «Пантюркизм от Анкары до Баку» прошло более 80 лет. Однако те вопросы, которые ставит автор и та полемика, которую он ведет, остаются удивительно актуальными.
Независимая Армения обязанная жить в соседстве с государством, тайно и явно вынашивающим мечту глобальной империи. Мечта, меняющая лишь свой знаменатель с религиозного панисламизма до светского пантюркизма (и обратно) в зависимости от политической конъюнктуры. Сегодня мы видим очередное изменение этого знаменателя в виде отхода от кемалистской светской модели к попыткам (небезуспешным) стать лидером панисламского движения. Однако суть остается одной – единая империя (в нашем веке необязательно формально единая) от Боснии до Средней Азии, объединенная исламским или тюркским цементом. В свете активизации исламского мира данное тактическое изменение понятно.
Каково быть Арменией? Политика изоляционизма не может долго и, тем более, эффективно действовать в стране со столь сложной коммуникационной ситуацией.
Зажатой в тисках границ беспощадного ХХ века Армении необходим диалог с соседями. Но где граница между сотрудничеством и капитуляцией, умным маневром и предательством? И что нужно иметь за спиной, зная, что за спиной собеседника - обоюдоострый кинжал?

Шаган Натали был человеком слова. Его след в нашей истории не удалось ни стереть, ни извратить. Как человек чести, он не набирает себе политических, партийных дивидендов, не говорит популярных, модных (тогда и сейчас) фраз. Его оружие - логика, факты, цитаты. Железный анализ. Выводы из стали. На фоне оппонентов-популистов он по-спартански краток. В каждом труде и в своей жизни. Лишь несколько произведений за 99 лет жизни. И молчаливо делаемое дело.
Он подвигает читателя мыслить, думать и понять самому, как быть ему и его Родине.
Автор не питал иллюзий и старался разделить этот горький дар с теми, кто его слушал. У нас тоже есть эта возможность. Жить без иллюзий труднее. Порой - страшно.
Но надо помнить, что по ту сторону от всех иллюзий находится истина. А с ней не страшен и самый грозный враг.
2013г.
Тираж: 999 экз., 180 стр, 15*21 см

В магазине «Армянская книга» http://vk.com/armbook
280 рублей
мысль

Рецензия: «Турки и мы», Шаган Натали.

Спасибо tomatidine

Рецензия: «Турки и мы», Шаган Натали.
                    Под редакцией Роберта Мамиконяна.
    Серия «Библиотека национальной мысли». С 72.

И каждый шаг – боль, и каждое слово – боль, и каждое аргументированное утверждение.
Гениальность этого отнюдь не заурядного человека, помимо всего, заключается в простоте фраз, вооружившись которыми, он логично объясняет ход истории армян последних столетий, выражая обеспокоенность и уверенность в том, что причины нашего поражения кроятся не только (не столько) во внешних неудачах и плохом стечении обстоятельств, сколько в нас самих, в нашем отношении к тому, кого здравый смысл издавна диктует считать нашим главным врагом, и кто сейчас, по ряду причин, беззаботно таковым не считается.
Мог ли он, этот необыкновенный деятель и мыслитель, положивший жизнь на алтарь служения своему народу и борьбы за память полутора миллиона жертв чужих неуемных амбиций, предположить, что так скоро, уже в начале нового века и тысячелетия история повторится уже как фарс.Collapse )
мысль

Ночь перед выступлением

Сегодня, покуда вы спали, надеюсь,
как всадник в дозоре, во тьму я глядела.
Я знала, что поздно, куда же я денусь
от смерти на сцене, от бренного дела!

Безгрешно рукою водить вдоль бумаги.
Писать - это втайне молиться о ком-то.
Запеть напоказ - провиниться в обмане,
а мне не дано это и неохота.

И все же для вас я удобство обмана.
Я знак, я намек на былое, на Сороть,
как будто сохранны Марина и Анна
и нерасторжимы словесность и совесть.

В гортани моей, неумелой да чистой,
жил призвук старинного русского слова.
Я призрак двусмысленный и неказистый
поэтов, чья жизнь не затеется снова.

За это мне выпало нежности столько,
что будет смертельней, коль пуще и больше.
Сама по себе я немногого стою.
Я старый глагол в современной обложке.

О, только за то, что душа не лукава
и бодрствует, благословляя и мучась,
не выбирая, где милость, где кара,
на время мне посланы жизнь и живучесть.

Но что-то творится меж вами и мною,
меж мною и вами, меж всеми, кто живы.
Не проще ли нам обойтись тишиною,
чтоб губы остались свежи и не лживы?

Но коль невозможно, коль вам так угодно,
возьмите мой голос, мой голос последний!
Вовеки я буду добра и свободна,
пока не уйду от вас сколько-то-летней...

Белла Ахмадуллина
мысль

Отупение человечества (фрагмент из книги А.Маркова "Эволюция человека")

Отупение

Любопытно, что в модели Гаврильца и Воуза сложные мемы неизменно вытесняются из культурной среды более простыми, несмотря на то что первые сильнее повышают репродуктивный успех самцов. Здесь сказывается то обстоятельство, что культурная эволюция идет быстрее биологической, и поэтому "корыстные интересы мемов" берут верх над  "корыстными интересами генов". Простые, хоть и менее полезные мемы побеждают в конкурентной борьбе за место в памяти самцов, потому что легче выучиваются. Они быстрее распространяются в культурной среде в течение коротких (социально значимых) отрезков времени. Более сложные мемы приносят больше пользы своим носителям, но это проявляется только на более длительных (биологически значимых) отрезках времени. В итоге культурная среда модельной популяции стечением времени наполняется множеством малоэффективных, но зато простых и доступных хитростей, тогда как высокоэффективные, но сложные навыки вытесняются и забываются.

 Модель также предсказывает, что по мере насыщения культурной среды простыми мемами может произойти эволюционное движение вспять, в сторону поглупения (если "цена" мозга достаточно быстро растет с увеличением его объема). Пока в среде не очень много мемов, интеллект резко повышает конкурентоспособность.Collapse )
мысль

Изображение секса в литературе вызывало у Чехова раздражение.

Изображение секса в литературе вызывало у Чехова раздражение. В ответ на похвальный отзыв Суворина о том, с какой искушенностью трактует этот вопрос Золя, Чехов сердито написал: «Распутных женщин я видывал и сам грешил многократно, но Золя и той даме, которая говорила Вам „хлоп — и готово“, я не верю. Распутные люди и писатели любят выдавать себя гастрономами и тонкими знатоками блуда; они смелы, решительны, находчивы, употребляют по 33 способам, чуть ли не на лезвии ножа, но все это только на словах, на деле же употребляют кухарок и ходят в рублевые дома терпимости. <…> Я не видел ни одной такой квартиры (порядочной, конечно), где бы позволяли обстоятельства повалить одетую в корсет, юбки и турнюр женщину на сундук, или на диван, или на пол и употребить ее так, чтобы не заметили домашние. Все эти термины вроде в стоячку, в сидячку и проч. — вздор. Самый легкий способ — это постель, а остальные 33 трудны и удобоисполнимы только в отдельном номере или в сарае. <…> Если Золя сам употреблял на столах, под столами, на заборах, в собачьих будках, в дилижансах или своими глазами видел, как употребляют, то верьте его романам, если же он писал на основании слухов и приятельских рассказов, то поступил опрометчиво и неосторожно»

Дональд Рейнфилд "Жизнь Чехова" 227 стр.
мысль

в наш век лжет всё

«Ты пишешь, что ты одинок, говорить тебе не с кем, писать некому. <…> Глубоко тебе в этом сочувствую всем сердцем, всею душою, ибо и я не счастливее тебя. <…> Непонятно мне одно в твоем письме: плач о том, что ты слышишь и читаешь ложь и ложь, мелкую, но непрерывную. Непонятно именно то, что она тебя оскорбляет и доводит до нравственной рвоты от пресыщения пошлостью. Ты — бесспорно умный и честный человек, неужели ты не прозрел, что в наш век лжет всё <…> Поставь себе клизму мужества и стань выше (хотя бы на стуло) этих мелочей. <…> Я не заслужил ордена Св. Анны, а он повешен мне на шею, и я ношу его в праздник и в будень».

Антон Чехов брату Александру

"Жизнь Чехова"  Дональд Рейфилд Стр. 200.

мысль

где я пресмыкался от боли,

     Отказом от скорбного перечня -- жест
     большой широты в крохоборе! --
     сжимая пространство до образа мест,
     где я пресмыкался от боли,
     как спившийся кравец в предсмертном бреду,
     заплатой на барское платье
     с изнанки твоих горизонтов кладу
     на движимость эту заклятье!

     Проулки, предместья, задворки -- любой
     твой адрес -- пустырь, палисадник, --
     что избрано будет для жизни тобой,
     давно, как трагедии задник,
     настолько я обжил, что где бы любви
     своей не воздвигла ты ложе,
     все будет не краше, чем храм на крови,
     и общим бесплодием схоже.

     Прими ж мой процент, разменяв чистоган
     разлуки на брачных голубок!
     За лучшие дни поднимаю стакан,
     как пьет инвалид за обрубок.
     На разницу в жизни свернув костыли,
     будь с ней до конца солидарной:
     не мягче на сплетне себе постели,
     чем мне -- на листве календарной.

     И мертвым я буду существенней для
     тебя, чем холмы и озера:
     не большую правду скрывает земля,
     чем та, что открыта для взора!
     В тылу твоем каждый растоптанный злак
     воспрянет, как петел ледащий.
     И будут круги расширятся, как зрак --
     вдогонку тебе, уходящей.

     Глушеною рыбой всплывая со дна,
     кочуя, как призрак -- по требам,
     как тело, истлевшее прежде рядна,
     как тень моя, взапуски с небом,
     повсюду начнет возвещать обо мне
     тебе, как заправский мессия,
     и корчится будут на каждой стене
     в том доме, чья крыша -- Россия.

Иосиф Бродский 1967
мысль

Интересно что...

"В марте 1976 года писатель посетил Испанию. В нашумевшем выступлении по испанскому телевидению он одобрительно высказался о недавнем режиме Франко и предостерёг Испанию от «слишком быстрого продвижения к демократии». В
западной прессе усилилась критика Солженицына, некоторые ведущие европейские и американские политики заявляли о несогласии с его взглядами."

Л. Сараскина. Биография Солженицына


Как показало время, излишняя "демакратизация" постфранковского испанского общества, "головокружение от успехов" в деле "либерализации, привело к фактическому развалу страны через 25 лет, мыльному пузырю экономики, который недавно лопнул, приготоврив страну к развалу, а также к демографической катастрофе.
мысль

Набков. "О Чехове и Горьком"

"Итак: Чехов наряду с ПУшкиным - чистейшие писатели в смысле той совершенной гармонии, которой дышат их сочинения. Я понимаю, как немилосердно по отношению к Горькому упоминать его в этой лекции, но разница между ними кране поучительна. В XXI веке, когда, я надеюсь, Россиябудет более славной страной, чем сегодня, от Горького останется одно имя, а Чехов будет жить столько, сколько березовые рощи, закаты и страсть к творчеству".

Владимир Набоков "Лекции по русской литературе" 1953 год. (по изданию Владимир Набоков "Лекции по русской литературе" СПб, Азбука, 2012, стр.351)
мысль

Керенский. Армяне.

Фрагменты из книги "Керенский. Демократ во главе России" автор Варлен Стронгин.

733284
События в стране подтверждали правоту мыслей Керенского. Произошло резкое ограничение свобод в Финляндии, что вызвало недовольство среди лояльных и законопослушных финнов. На Кавказе стали конфисковывать собственность Армянской апостольской церкви в духовном центре Эчмиадзин. Просьбу католикоса остановить уничтожение армян царь оставил без внимания. На пост министра внутренних дел вместо Сипягина был назначен воинственный и безжалостный реакционер Вячеслав Константинович Плеве. Вскоре после его назначения в Кишиневе в Пасхальный день 6 июня 1902 года состоялась массовая резня евреев.

* * *

К одному из самых крупных и успешно проведенных процессов Керенский относил дело армянской партии Дашнакцутюн. Перед судом предстала вся армянская интеллигенция: писатели, врачи, юристы, банкиры… Они обвинялись в предоставлении денежных средств для революции, для осуществления террористических актов и вооруженных восстаний с целью освобождения армян, проживающих в Турции, и создания собственного государства.

Слушание началось в январе 1912 года и продолжалось до середины марта. Опросили около шестисот свидетелей. Керенский попросил судью назначить экспертизу для изучения свидетельских показаний. У него были основания сомневаться в их правдивости, но тем не менее его просьба была смелой и рискованной. Председатель суда – сенатор Кривцов – спросил у защитника: «Отдаете ли вы себе отчет, что ожидает вас в случае ошибки?» – «Да, отдаю», – ответил без колебаний Керенский. Была назначена экспертиза, которая признала фальшивыми большую часть дел. Из 145 обвиняемых 95 были оправданы. Исход процесса поднял престиж России за рубежом, особенно среди армян в Турции.

* * *

Александр Федорович не корил себя за то, что объявил в России равноправие народов – это необходимое условие любого демократического государства, и пусть лавры за это благородное решение достались его противнику, пусть, главное, что это равноправие стало достоянием людей, а как они его использовали – тут он был бессилен им помочь, слишком короткое время работало Временное правительство, и Учредительное собрание разогнали, а там большинство составляли эсеры и меньшевики и, без сомнения, оно избрало бы отнюдь не большевистский строй, однопартийный и потому тоталитарный. Но тем не менее не должны забыть армяне, что он в свое время, будучи адвокатом, спас от гибели лучших деятелей армянской культуры.