Homo legens (arm_wanderer) wrote,
Homo legens
arm_wanderer

Category:

О вреде туризма

Мне кажется, что в сильном развитии туризма в отдельно взятом регионе, стране, городе, помимо прочих положительных, есть одна большая негативная сторона. В этом регионе (стране, городе) происходит изменение облика человека и гражданина, который мимикрирует, трансформируется под нужды туристического потока и превращается в совершенно иной тип человека. Назовем его Homo turisticus, хотя думаю, правильнее было бы turisticophilus или как-то иначе. У Homo turisticus полностью атрофируются все свойственные ему национальные, региональные  качества, а все пороки усиливаются и обостряются, и к ним добавляются специфические для Homo turisticus качества. Основой жизнедеятельности Homo turisticus является поверхностно ложная улыбка с целью так или иначе обмануть того, к кому это улыбка обращена. Продать фальшивое, старое, продать втридорога, несвежее выдать за свежее, подделку за древность, гипс за мрамор, позолоту за золото и  так далее. В принципе, все это человеческие пороки, распределенные по земному шару, одна в туристических зонах, эти качества концентрируются и выкристаллизовываются как черта характера, форма существования. Почему та же модель поведения не приживется так массово в нетуристической сельской или среднегородской местности, понятно. Все люди друг друга, так или иначе, знают, и потерянное доверие – непоправимый удар по бизнесу. Однако даже в таких мегаполисах, как Москва и Нью-Йорк, такое поведение не может быть эффективным, потому что, во-первых, это города, которые работают не только и не столько на туристов, но на огромное количество местного населения, и, несмотря на ее разнородность и  текучесть, постоянная работа по принципу обмана приведет к формированию негативного имиджа этого места среди местных, и это закрепиться в интернет отзывах, рейтингах, что повлияет также и на туристов. Место зачахнет. Надо учитывать, что вариант работы с отзывами работает,  гуляя по такому частично-туристическому месту, как Нью-Йорк, тебе легче сверяться с рейтингами на разных сайтах, нежели проходя очередную набережную очередного греческого, испанского, турецкого городка обложенного кафе с не вполне ясными и часто меняющимися названиями.  В местностях же с преобладанием туристического сектора, где нет большого постоянного количества местного населения, все работает по принципу заманить клиента, развести на максимум денег и ловить следующего (в подавляющем большинстве это именно так). Конечно, в Москве или Париже тоже есть места, работающие в основном под туристов, и славящиеся завышенным прайсом, однако большой город предполагает большую цивилизованность даже в туристических местах, ясность в меню, ценах, количествах порций,  наличии чеков, в конце концов. Ну, каким бы вы ни были туристом, в Москве вам не дадут исписанный листок бумаги вместо чека, где окажется, что салат вам посчитали три раза, потому что подумали, что его надо приготовить на три персоны в одном блюде.  Все описываемое,  конечно же, наиболее характерно для Средиземноморского региона, однако его островки можно встретить по всему миру.
Так в чем же вред от возникновения  Homo turisticus ? Пока что в основном речь идет о вреде которое они наносят самим туристам.  А в том, что население этих регионов деградирует. Профессионально, морально, психологически. Формируется форма мышления, основанная на обмане, формируется культура зазывал, обманщиков, прислужников (не путать с прислугой), фальшивая улыбка входит в привычку, жизнь в вечном ожидании чаевых…. Заинтересованность собеседником, страной его происхождения становиться формой привлечения клиента, а не данью воспитанности или любопытству.
Homo turisticus глубоко необразован, хотя внешне искрит фактами из истории и искусства, но на проверку это лишь набранные из путеводителей отрывочные, часто неправильные факты и забавные истории, которые также служат основной цели – продать, продать, продать.  У Homo turisticus нет своего вкуса, а так привык хвалить то дерьмо, которое он продает туристам, что уже не знает, что красиво, а что нет. И даже наедине с собой он считает кружки с силуэтом Кафки, или муляжи с искаженным лицом Сократа очень красивыми.
Может быть,  я плохо объясняю, и чтобы было яснее сравните греков из нетуристических регионов, с греками из зон обитания Homo turisticus. Первые кажутся чуть более сдержанными и, быть может, мрачными на первый взгляд, но все их эмоции искренние и ясные, улыбка означает одобрение и симпатию, а заинтересованность твоей страной говорит о вкусах и образовании человека, а не о желании завести тебя в свое заведение. Как сильно отличаются испанцы из какой-нибудь адской Торревьехи напруженной русскими и английскими туристами, гуляющими в трусах везде, где это возможно и невозможно (есть шутка о том, что, мол, хорошо, что в Торевьехе нет Оперы, потому что туристы приходили бы и туда в трусах) и из очаровательного Толеда или Алкала-де-Энарес. Оба последних города тоже туристические, но, во-первых, не только туристические, у них есть своя богатая нетуристическая жизнь, а во-вторых, там большое место занимает туризм интеллектуальный, (не каждый знает, что в Алкала-де-Энарес родился Сервантес, и кто это вообще такой и зачем туда ехать) и внутренний, которые не так формируют Homo turisticus, как это делает город на чистом пляже с двумя англо-российскими дивизиями в трусах.
Если суммировать немного сумбурный пост, то скажем так, я считаю что у людей живущих  (и работающих) в регионах зарабатывающих сугубо на туристах начитают атрофироваться положительные, нормальные общечеловеческие нормы поведения, взамен которых формируется ложно-позитивный образ Homo turisticus живущего одной лишь мыслю привлечь (и скорее всего обмануть)  клиента. В результате многолетних наблюдений над людьми одной и той же национальности из разных по степени  развития туризма регионов, могу сказать, что в регионах, где туризм занимает подавляющее место, формируется такой негативный образ Homo turisticus, о каком я говорил. В регионах специфического туризма, в регионах с не столь ярким доминированием тур-индустрии, данный фактор в той или иной степени нивелируется, более того, умеренное присутствие туризма делает эти регионы более цивилизованными, менее дикими, более открытыми.  Такими хорошими примерами сочетания туризма и нормальной жизни в Испании, например, я считаю  все побережье Бискайского залива (Страну Басков, Кантабрию, Астурию), большую часть Андалусии (с вычетом печально известной ворами в законе и памятниками Церетели (что в принципе одно и тоже)  Марбельи и иже с ней)), Мурсию, Мадрид, туристическую часть обеих Кастилий.

P.S. Самое быть может парадоксальное, что я никогда не был обманут, по крайней мере, так или иначе ощутимо, тем типом людей, которых я назвал Homo turisticus. Однако из поведение со стороны всегда вызывает мое глубокое омерзение. 
Tags: надоели лживые уроды, путешествия
Subscribe

  • перекресток

    …Старик, постигший, что в любом из дней грядущее смыкается с забвеньем… внезапно чувствует на перекрестке загадочную…

  • (no subject)

    Судьба любого человека, как бы сложна и длинна она ни была, заключается в одном-единственном мгновении - в том мгновении, когда человек раз и…

  • смерть

    "Умирать нужно изящно". Сказал перед смертью Врубель. "Это бесполезно. Тоска будет длиться вечно". Сказал пытающимся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment